Так получилось, что вместе с появлением у меня нового фотоаппарата Olympus MFT, образовались в домашнем фотохозяйстве и три вида аккумуляторов с общим названием BLN-1.
Один экземпляр - фирменный от Olympus - был в комплекте, второй я быстренько купил в "наземном" магазине, потому что нужен был хоть какой-то сменный, а третий тип я заказал на Али. Сразу хочу сказать, что тема этого обзора довольно "узконаправленная". Она будет интересна владельцам беззеркалок Олимпуса, ну и, возможно, владельцы фотоаппаратов других систем смогут что-то полезное извлечь, поскольку клоны аккумуляторов существуют практически для всей популярной фотоаппаратуры.
Вот они - участники обзора. Точнее, с точки зрения mysku.ru (если я соберусь продублировать этот обзор там), обзору подлежит только аккумулятор BLN-1 китайской фирмы DSTE, купленный на Алиэкспрессе по ссылке. Про то, что фирма DSTE делает очень хорошие (а может быть и лучшие) литиевые аккумуляторы-клоны, в интернете информации много, достаточно поискать по названию фирмы на фото-фонарных форумах. Поэтому выбор именно этого клона обосновывать не нужно, особенно с учетом цены оригинала BLN-1 в фирменном магазине Olympus (4490 руб.). Еще один лот с Али на три аккумулятора DSTE BLN-1 дает нам возможность узнать, что стоимость японского и китайского аккумулятора отличается на порядок (в 10 раз). Если пообщаться/погулять на форуме любителей олимпуса, можно понять, что даже "с рук" фирменный (новый) аккумулятор BLN-1 никто дешевле 3000...3500 руб. не продает. Третий тип аккумулятора я назвал "Левый". Когда мне понадобился второй аккумулятор а ждать заказа с Али было невтерпеж, я нашел несколько предложений в московских фотомагазинах с ценой 950...1050 руб. Покупал в фирме "Все аккумуляторы", где продавец с честными глазами утверждал, что я за 1000 рублей покупаю самый-самый фирменный Олимпус, потому что никто не жаловался и коробочка красивая ....
Придя домой я зарядил "Левый" BLN-1 в фирменной зарядке Олимпуса (BCN-1) стал снимать всякие пробные снимки (осваивал новую технику) и вот тут случился неожиданный "облом". Аккумулятор взял да и "закончился" через 40-50 кадров со вспышкой. Я до сих пор не знаю, сколько снимков можно сделать с оригинальным BLN-1, но явно существенно больше. На тот момент у меня времени разбираться не было, я решил подождать прихода посылки с аккумуляторами DSTE и сравнить. Основной результат сравнения приведен прямо на первой фотографии в обзоре. Правда японский аккумулятор за 4500 руб я не разбирал, поэтому емкость оригинала BLN-1 просто переписана с этикетки. Ниже будут фотки на которых можно посмотреть "тонкие" отличия аккумуляторов и их оформления.
Понятно, что чем аккумулятор тяжелее, тем лучше. Пока Китай еще не догнал Японию, но всего на три грамма.
Оформление, упаковка.
С аккумулятором DSTE все просто, он фирменный от фирмы Shenzhen DSTE Electron Technology Co.,Ltd. На "левом" аккумуляторе, вообще-то, китайцы могли напечатать любую этикетку, но почему-то "постеснялись" написать "Made in Japan".
При ближайшем внимательном рассмотрении выяснилась одна подробность. присущая именно оригинальному аккумулятору BLN-1, которая позволяет его идентифицировать со 100% надежностью.
У фирменного BLN-1 рядом с контактами наклеен квадратик серой пленки. Если ее аккуратно снять, можно увидеть 5 технологических контактов. На клонах ни пленки, ни этих контактов нет, просто углубление в пластике.
У меня в хозяйстве нет ничего, что позволяет измерять емкость сборки 2S, поэтому аккумуляторы пришлось разобрать (все равно нужно было несколько маленьких аккумуляторов для DIY-применений). Оказалось, что на элементах есть маркировка и прямо написано что аккумуляторы внутри BLN-1 DSTE имеют емкость 1000 mAh. Китайцам не откажешь в своеобразной логике. Они даже не пытаются обманывать. Если в коробочку засунуть два аккумулятора с емкостью 1000 мАч какая будет общая емкость? Конечно суммарная. Поэтому на этикетке аккумулятора DSTE BLN-1 так и написано: 2100 мАч. Аккумулятор DSTE склеен хорошо, пришлось коробочку ломать, а вот "левый" аккумулятор удалось открыть просто ногтем.
Емкость измерял на Опусе 3100 для сборки из двух параллельных ячеек. Соответственно, показания нужно поделить на два.
Внутреннее сопротивление, которое Опус измеряет неправильно, но в данном случае интересно просто сравнение двух типов. Цифру (миллиомы) с картинки нужно умножить на 2 для одного элемента или на 4 для батареи BLN-1.
Вот тут, в обзоре написано (да и на форуме Олиководов вроде бы видел), что аккумуляторы DSTE можно заряжать в фирменном ЗУ Олимпуса. Оказалось, что можно-то можно, но не совсем.
Измерение напряжения на оригинале BLN-1 сразу после заряда в оригинальном ЗУ BCN-1 дает цифру 8.65В или 4.325 В на один элемент батареи. Отсюда следует, что в оригинальном аккумуляторе используются Li-HV элементы. А неоригинальные аккумуляторы зарядка BCN-1 заряжает только до напряжения 7.95....7.96 В (3.96...3.97 В на элемент). Это никакая не ошибка, потому что проверено три раза и на "левом" и на DSTE аккумуляторах. Почему так происходит сложно узнать без вскрытия зарядки BCN-1 и оригинала BLN-1. Пока я не стал их разбирать. Вот когда BLN-1 через несколько лет испортится, тогда и посмотрим. Совокупность двух факторов ( емкость 700 мАч, которая в два раза меньше оригинала и неполная зарядка) по-видимому и есть причина, по которой "левый" аккумулятор так быстро "сдох". Если посмотреть на фотографии плат защиты (выше), видно что на платах не распаяны некоторые элементы, в частности диод и резистор. У разобранных аккумуляторов пятый контакт ("I") никуда не подключен. А вот на оригинальном аккумуляторе эта цепь показывает напряжение чуть ниже напряжения батареи (похоже на 0,65 В на диоде). У оригинальной зарядки Олимпуса и аккумуляторов - 5 контактов. Фотоаппарат пользуется первыми тремя контактами: плюс, терморезистор и минус батареи. У зарядки фирмы DSTE ( на фото выше) всего два контакта. Поэтому ничего кроме суммарного напряжения батареи ЗУ от DSTE отслеживать не может. Зато этот параметр ЗУ DSTE отслеживает точно. Если недозаряженные нефирменные аккумуляторы вставить в ЗУ DSTE получаем цифру 8.37...8.38 В. Для чего нужны еще два контакта я не знаю. Точка соединения аккумуляторов на контакты не выводится. Проковыряв дырку в пластиковом корпусе ( как на фото, именно с этой стороны, операция эта почти безопасная, поскольку корпус ячеек стальной, а не пластиковый), можно измерить и напряжение на каждом элементе батареи. Я наизмерял ( сразу после окончания зарядки) 4.182/4.188В у DSTE и 4.200/4.171В у "левого". Пока аккумуляторы новые, они довольно прилично сбалансированы, разница напряжений невелика, но поскольку на плате защиты никаких элементов балансировки/выравнивания не предусмотрено, с "возрастом" аккумулятор будет работать хуже. Имея доступ (через проковырянную дырку) к точке соединения аккумуляторов, можно уравнять их заряды. Эта операция очевидна только для "верхнего" аккумулятора, так как его плюс выходит на плюс батареи непосредственно, а вот минус нижнего аккумулятора доступен для внешней подзарядки только через транзисторную сборку платы защиты. Но для внешней балансировки вполне достаточно доступа к контактам одного аккумулятора из двух. Если "верхний" аккумулятор сборки недозаряжен, его можно напрямую дозарядить от внешней платки на TP4056. а если недозаряжен "нижний" аккумулятор сборки 2S, можно просто частично разрядить "верхний" аккумулятор, после чего снова зарядить BLN-1 в ЗУ. Если кому-то не совсем понятно о чем тут вообще речь, отсылаю читателей к статьям уважаемого Кирича (Kirich) на муське. Он тему балансировки сборки 2S и микросхемы для плат защиты 2S рассматривал несколько раз. Микросхемы и транзисторная сборка на платах защиты BLN-1 ( на фото выше) такие же, как в обзоре Кирича ( еще тут ). Вопрос о том, умеет ли фирменная зарядка BCN-1 проводить балансировку сборки, используя два "лишних" контакта аккумулятора, пока остался открытым.
Ну и очевидный вывод: DSTE BLN-1 (и прочие клоны DSTE) покупаем на Али и радуемся. Если кто-то профик по фото, то можно и о паре запасных оригинальных позаботиться. А всякую фигню в "фирменной" коробочке от Олимпуса на Али и в оффлайне не покупаем, даже если цена привлекательная.
Дополнение:
Оказывается на Dpreview о "левом" аккумуляторе написали еще в 2014 году: ссылка.
Нашел еще одну статью: ссылка.