четверг, 7 марта 2024 г.

Оживляем старенький катышко-клинер.

 Если честно, то название топика я  не придумал, а скорее позаимствовал.  Да и  DIY тут простенький, но может быть и пригодится кому-то. Я вот сделал. Для пользы. 

А началось все с того, что я нашел дома старенький катышко-клинер Vitek VT-1892  с давным-давно севшей батарейкой типоразмера "D".  Аппарату этому точно больше 10 лет, а сколько на самом деле я не помню.  Проверил от Ni-Cd аккумулятора, а машинка-то работает.  Подключил литиевый аккумулятор - машинка сильно форсировалась, но жужжала при этом очень недовольным голосом.  Батареек типа "D"  у меня дома отродясь не водилось.  Поэтому было принято стратегическое решение и на Али ( на самом деле на Wildberries ( вот тут дешевле), чтобы не ждать и за 500 рублей на тот момент) была куплена более современная машинка Xiaomi Mijia  с питанием от аккумуляторов. По этой катышкоудалялке на муське обзоры были. Хорошая машинка.  А что же с Витьком делать? Традиционное решение чтобы пристроить "что-нибудь ненужное" - отвезти на дачу. Где тоже нет батареек типа "D".  И тут, совершенно неожиданно, но очень вовремя  у меня заглючил  литиевый аккумулятор  26650.  Просто перестал набирать напряжение в конце зарядки от 4.05 до 4.2 В (греясь при этом, но терпимо). Поскольку аккумулятор высокотоковый, то любое изменение его состояния должно сильно настораживать по поводу последствий. Но и выкидывать было жалко, всего-то несколько десятков циклов.  Если сравнить батарейку и аккумулятор то вообще-то они по длине сильно отличаются. Но конструкторы Vitek почему-то решили установить в аппаратик аж две довольно длинные пружинки.  И оказалось, что аккумулятор по длине в батарейный отсек прекрасно входит.  И даже не болтается из-за меньшего диаметра, хотя, если есть необходимость это легко можно поправить цилиндриком из картонки. Осталось только примирить моторчик ( рассчитанный на питание 1,5 вольта) с напряжением лития. Проще всего впаять в цепь питания 3...4 кремниевых диода. Проверил с 4-мя диодами - работает. Но как-то это не КПД-шно. Половина  энергии аккумулятора "на ветер". Нашел DC-DC понижающий модуль с Али. Он один из самых распространенных, поэтому даже ссылку не стал искать.  Модуль пришлось немножко укоротить, чтобы он влез в корпус Витька. Конденсаторы заменил на танталовые размерами поменьше.  Ток у моторчика не очень большой, я намерял где-то 0,6 ампера ( на холостом ходу), а ток аккумулятора будет в два раза меньше,  поэтому  поставил маленький выключатель вместо штатного, который сделан из всяких латунных полосок. Проводом продублировал разъемный контакт на крышке батарейного отсека. Расположение модуля DC-DC в корпусе и прочие доработки показаны на фотографиях ниже. Напротив движка подстроечного резистора в корпусе просверлено отверстие.  Я не стал изучать работу Витька на повышенной мощности и просто выставил напряжение питания моторчика 1,6 В.  Поскольку напряжение стабилизированное и нет падения напряжения на батарейке, катышки стали удаляться повеселее. 

Иллюстрации : 











Примечание: На даче у меня весь литий ( фонарики, банки, акумуляторы шуруповертов) "зимует" ( и летом тоже, если мы уезжаем) в нескольких  металлических ведрах с крышками.  Я специально пишу об этом, потому что высокотоковый  аккумулятор с "особенностями" и нагревом в ЗУ лучше, разумеется, не эксплуатировать и не оставлять без присмотра. 

Опубликовано на mysku.club   

Комментариев нет: